Мария Монтессори: "Слабоумие - проблема педагогики, а не медицины"

ДетиБудучи итальянкой по происхождению, Мария Монтессори была единственным ребенком в семье высокопоставленного чиновника. Среди ее предков было много ученых, поэтому родители не удивились, что девочка еще с раннего возраста проявила особый интерес к знаниям. Когда пришло время выбирать профессию, Мария без колебаний выбрала специальность детского врача. Но в то время в Италии это было невозможно: медицина была привилегией мужчин и женщин в эту сферу не пускали. Однако упорство этого великого педагога поспособствовало тому, что Мария Монтессори стала первой женщиной-врачом в своей стране.

Большое внимание в процессе своей работы Мария уделяла проблеме лечения и обучения детей с ограничениями в развитии, изучая труды французских психиатров — Эдуарда Сегена и Гаспаpа Итаpа, она пришла к выводу, что слабоумие — это скорее педагогическая, нежели медицинская проблема, а значит и решать ее следует не в больницах и клиниках, а в детских садах и школах.

В то время в Италии лечить душевнобольных было не принято — их просто изолировали от общества. Поэтому открытие Марии Монтессори стало поистине революционным в науке. Она показала миру, что по разработанному ею методу дети учатся едва ли не быстрее своих здоровых ровесников. Для того, чтобы посмотреть, чего можно добиться теми же методами от нормальных детей в начале ХХ века педагог открывает первую Монтессори-школу для бедных детей.

В 1907 году состоялось откpытие пеpвого «Дома pебенка», pабота в котоpом была постpоена по предложенной ею методике. Она стала pуководительницей детского сада, обоpудовав его таким обpазом, чтобы в нем было уютно и удобно детям pазных возpастов. Она заказывает сенсомотоpный матеpиал и наблюдает, как ее дети с удовольствием и большой концентpацией занимаются. Она заметила, что в ходе занятий с сенсомотоpным матеpиалом дети, пpебывая в дpужественной атмосфеpе, pазвивают позитивное социальное поведение, демонстpиpуя живой интеpес к вещам вокpуг.

Мария Монтессори постоянно экспериментировала с различными пособиями, вникала в каждую деталь, даже в то, какая форма у мебели. В работе оставалось только то, что приносило наилучшие результаты. Результатом такого щепетильного труда стала уникальная методика развития детей.

Отличие традиционного метода обучения детей от Монтессори-метода

При том. Что сегодня она на слуху у каждого, многие родители не до конца понимают в чем же принципиальная разница между Монтессори и традиционным методом воспитания детей. Американская Монтессори Ассоциации (AMS) создала такую табличку сравнения этих методов:

Монтессори-метод

Традиционный метод

Ребенок самостоятельно познает мир

Малыш заучивает «приготовленные» для него педагогом знания

Ненавязчивая роль педагога — ребенок учится сам, выступая в роли первооткрывателя, а педагог лишь ненавязчиво направляет его

Педагог — активен, доминирует; ребенок — пассивный участник обучения.

Среда и метод побуждают к развитию внутренней самодисциплины.

Дисциплина навязывается извне и прививается учителем.

Разновозрастные группы.

Одновозрастные группы.

Детей поощряют сотрудничать, помогать и учить друг друга.

Основная часть обучения производится педагогом. Взаимодействие между детьми порицается.

Дети выбирают себе работу, исходя из собственных дарований, интересов и способностей.

Ребенку предлагается расписание занятий, не учитывающее его интересов.

Дети формируют понятия самостоятельно с помощью самообучающих материалов.

Понятия даются ребенку учителем.

Ребенок занимается выбранным делом столько, сколько ему необходимо.

Ребенку дается определенное время для работы.

Дети устанавливают свой собственный темп работы для усвоения информации.

Темп усвоения материала определяется нормами или педагогом, согласно учебного плана.

Дети определяют собственные ошибки через обратную связь с материалом.

Педагог указывает на ошибки.

Материал, развивающий ощущения и восприятие, дающий возможность для практического манипулирования.

Очень мало материала для развития сенсорики и практических действий.

Много внимания для обучения уходу за собой и своим окружением.

Мало внимания навыкам самообслуживания.

Ребенок работает там, где ему удобно, двигается и общается (не мешая другим), групповая работа ведется по желанию.

Ребенок имеет жестко определенное место, побуждается сидеть во время групповой работы.

Родители — равноправные партнеры в образовательном процессе. Есть упорядоченная программа для родителей по освоению Монессори-философии.

Родители участвуют в процессе образования только материально или как подсобные рабочие.

Методика Монтессори заключается прежде всего в том, что ребенок развивается свободно и самостоятельно. Он изучает то, что ему интересно. Его никто не заставляет. В школах и садах Монтессори деление на группы и классы осуществляется чисто условное — по степени усвояемости материала. По одному предмету ребенок может заниматься с детьми другого возраста, как младше, так и старше. Получается, что в итоге каждый малыш развивается в своем собственном ритме и темпе.

«Мы не способны создавать гениев, — писала Мария Монтессори. — Мы можем только дать каждому ребенку шанс реализовать свои потенциальные способности стать независимой, уверенной, уравновешенной личностью».

Если вы решили привести своего малыша на занятия по методике Марии Монтессори или у вас есть вопросы относительно этой системы воспитания, специалисты Клуба для детей и родителей «Растем вместе» с радостью помогут вам в этом.

Клуб для детей и родителей «Растем вместе» находится по адресу: ул. Вяземского 25 б (р-н памятника Победы).

Телефон: 30-35-77

Елена Козлова

Пока комментариев нет

Оставить комментарий:

Информация о странице

Опубликовано: 17.05.2010

Рубрика: Главная / Кабинеты / Мы — родители!

Просмотров страницы: 4227

Версия для печати

Новые материалы кабинетов

ЭКО бесплатно по полису ОМС без очереди в Нижнем Новгороде

ЭКО бесплатно по полису ОМС без очереди в Нижнем Новгороде
Клиника лечения бесплодия "Папа, мама и малыш" в Нижнем Новгороде приглашаем жительниц Пензы на бесплатное ЭКО по ОМС в Нижнем Новгороде.

В санатории «Хопровские зори» состоится торжественный запуск фонтана «Лесная сказка»

В санатории «Хопровские зори» состоится  торжественный запуск фонтана «Лесная сказка»
В санатории «Хопровские зори» состоится
торжественный запуск фонтана «Лесная сказка»

С Днем защитника Отечества

С Днем защитника Отечества
Дорогие мужчины!

АКЦИИ В САНАТОРИЯХ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ОАО «СЕЛЬСКАЯ ЗДРАВНИЦА»

АКЦИИ В САНАТОРИЯХ,  ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ОАО «СЕЛЬСКАЯ ЗДРАВНИЦА»
АКЦИИ В САНАТОРИЯХ,
ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ОАО «СЕЛЬСКАЯ ЗДРАВНИЦА»

Жителям области предлагают летний отдых в пансионате «Приморский»

Жителям области предлагают летний отдых в пансионате «Приморский»
У жителей Пензенской области появилась отличная возможность провести отпуск на берегу Черного моря, загорая под жарким солнцем, купаясь в ласковых волнах, любуясь горам и наслаждаясь природой субтропиков.

Здоровье в капле крови

Здоровье в капле крови
Анализ крови – один из основных методов лабораторной диагностики состояния здоровья человека...