Мария Монтессори: "Слабоумие - проблема педагогики, а не медицины"
Будучи итальянкой по происхождению, Мария Монтессори была единственным ребенком в семье высокопоставленного чиновника. Среди ее предков было много ученых, поэтому родители не удивились, что девочка еще с раннего возраста проявила особый интерес к знаниям. Когда пришло время выбирать профессию, Мария без колебаний выбрала специальность детского врача. Но в то время в Италии это было невозможно: медицина была привилегией мужчин и женщин в эту сферу не пускали. Однако упорство этого великого педагога поспособствовало тому, что Мария Монтессори стала первой женщиной-врачом в своей стране.
Большое внимание в процессе своей работы Мария уделяла проблеме лечения и обучения детей с ограничениями в развитии, изучая труды французских психиатров — Эдуарда Сегена и Гаспаpа Итаpа, она пришла к выводу, что слабоумие — это скорее педагогическая, нежели медицинская проблема, а значит и решать ее следует не в больницах и клиниках, а в детских садах и школах.
В то время в Италии лечить душевнобольных было не принято — их просто изолировали от общества. Поэтому открытие Марии Монтессори стало поистине революционным в науке. Она показала миру, что по разработанному ею методу дети учатся едва ли не быстрее своих здоровых ровесников. Для того, чтобы посмотреть, чего можно добиться теми же методами от нормальных детей в начале ХХ века педагог открывает первую Монтессори-школу для бедных детей.
В 1907 году состоялось откpытие пеpвого «Дома pебенка», pабота в котоpом была постpоена по предложенной ею методике. Она стала pуководительницей детского сада, обоpудовав его таким обpазом, чтобы в нем было уютно и удобно детям pазных возpастов. Она заказывает сенсомотоpный матеpиал и наблюдает, как ее дети с удовольствием и большой концентpацией занимаются. Она заметила, что в ходе занятий с сенсомотоpным матеpиалом дети, пpебывая в дpужественной атмосфеpе, pазвивают позитивное социальное поведение, демонстpиpуя живой интеpес к вещам вокpуг.
Мария Монтессори постоянно экспериментировала с различными пособиями, вникала в каждую деталь, даже в то, какая форма у мебели. В работе оставалось только то, что приносило наилучшие результаты. Результатом такого щепетильного труда стала уникальная методика развития детей.
Отличие традиционного метода обучения детей от Монтессори-метода
При том. Что сегодня она на слуху у каждого, многие родители не до конца понимают в чем же принципиальная разница между Монтессори и традиционным методом воспитания детей. Американская Монтессори Ассоциации (AMS) создала такую табличку сравнения этих методов:
Монтессори-метод | Традиционный метод |
Ребенок самостоятельно познает мир | Малыш заучивает «приготовленные» для него педагогом знания |
Ненавязчивая роль педагога — ребенок учится сам, выступая в роли первооткрывателя, а педагог лишь ненавязчиво направляет его | Педагог — активен, доминирует; ребенок — пассивный участник обучения. |
Среда и метод побуждают к развитию внутренней самодисциплины. | Дисциплина навязывается извне и прививается учителем. |
Разновозрастные группы. | Одновозрастные группы. |
Детей поощряют сотрудничать, помогать и учить друг друга. | Основная часть обучения производится педагогом. Взаимодействие между детьми порицается. |
Дети выбирают себе работу, исходя из собственных дарований, интересов и способностей. | Ребенку предлагается расписание занятий, не учитывающее его интересов. |
Дети формируют понятия самостоятельно с помощью самообучающих материалов. | Понятия даются ребенку учителем. |
Ребенок занимается выбранным делом столько, сколько ему необходимо. | Ребенку дается определенное время для работы. |
Дети устанавливают свой собственный темп работы для усвоения информации. | Темп усвоения материала определяется нормами или педагогом, согласно учебного плана. |
Дети определяют собственные ошибки через обратную связь с материалом. | Педагог указывает на ошибки. |
Материал, развивающий ощущения и восприятие, дающий возможность для практического манипулирования. | Очень мало материала для развития сенсорики и практических действий. |
Много внимания для обучения уходу за собой и своим окружением. | Мало внимания навыкам самообслуживания. |
Ребенок работает там, где ему удобно, двигается и общается (не мешая другим), групповая работа ведется по желанию. | Ребенок имеет жестко определенное место, побуждается сидеть во время групповой работы. |
Родители — равноправные партнеры в образовательном процессе. Есть упорядоченная программа для родителей по освоению Монессори-философии. | Родители участвуют в процессе образования только материально или как подсобные рабочие. |
Методика Монтессори заключается прежде всего в том, что ребенок развивается свободно и самостоятельно. Он изучает то, что ему интересно. Его никто не заставляет. В школах и садах Монтессори деление на группы и классы осуществляется чисто условное — по степени усвояемости материала. По одному предмету ребенок может заниматься с детьми другого возраста, как младше, так и старше. Получается, что в итоге каждый малыш развивается в своем собственном ритме и темпе.
«Мы не способны создавать гениев, — писала Мария Монтессори. — Мы можем только дать каждому ребенку шанс реализовать свои потенциальные способности стать независимой, уверенной, уравновешенной личностью».
Если вы решили привести своего малыша на занятия по методике Марии Монтессори или у вас есть вопросы относительно этой системы воспитания, специалисты Клуба для детей и родителей «Растем вместе» с радостью помогут вам в этом.
Клуб для детей и родителей «Растем вместе» находится по адресу: ул. Вяземского 25 б (р-н памятника Победы).
Телефон: 30-35-77
Елена Козлова
Просмотров страницы: 4312 Комментариев: 0 |
Читайте также:Монтессори-клубы с педагогом из... школы? Селен, или универсальное средство от множества проблем Самые распространенные проблемы с полисами Информационные технологии в медицине: фантастика или реальность? |
Информация о странице
Новые материалы кабинетов
ЭКО бесплатно по полису ОМС без очереди в Нижнем Новгороде
Клиника лечения бесплодия "Папа, мама и малыш" в Нижнем Новгороде приглашаем жительниц Пензы на бесплатное ЭКО по ОМС в Нижнем Новгороде.В санатории «Хопровские зори» состоится торжественный запуск фонтана «Лесная сказка»
В санатории «Хопровские зори» состоитсяторжественный запуск фонтана «Лесная сказка»
АКЦИИ В САНАТОРИЯХ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ОАО «СЕЛЬСКАЯ ЗДРАВНИЦА»
АКЦИИ В САНАТОРИЯХ,ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ОАО «СЕЛЬСКАЯ ЗДРАВНИЦА»