Новичок в школе: кто на новенького?

Переход в другую школу — это всегда новый этап в жизни ребенка. Но для одних это радостные встречи с одноклассниками и учителями, а для других переживания и опасения: «Как я вольюсь в новый коллектив? Найду ли я общий язык с одноклассниками? Появятся ли у меня друзья в новом классе?»

Эти разные дети

Предупредить все случаи затруднений с адаптацией, к сожалению, невозможно. Всегда будут эмоционально чувствительные и легкоранимые дети, конфликты в некоторых семьях, и неблагоприятные черты характера и личности родителей и педагогов, оказывающие влияние на степень привыкания к новым условиям. Облегчить период адаптации, поддержать и помочь ребенку, особенно новичку, можно и нужно.

Исследования показывают, что хуже всего адаптируются в новой обстановке дети с флегматичным темпераментом, для которых характерна медлительность, трудности переключения с одного вида деятельности на другой, гораздо легче процесс адаптации протекает при холерическом темпераменте. Эти новички быстрые, порывистые, энергичные, с высоким уровнем активности. Младшие школьники легче вливаются в новый класс, поскольку для них более значимы отношения с учителем, а эмоциональная жизнь старших детей и подростков в существенной степени определяется отношениями со сверстниками.

Тяжело адаптируются дети, чрезмерно опекаемые родителями, привыкшие к исключительному вниманию, неспособные наладить контакт с одноклассниками из-за большого количества страхов, неуверенности в себе, общей эмоциональной неустойчивости. Эти дети много волнуются, беспокоятся, сомневаются в правильности своих действий, легко обижаются, остро реагируют на неудачи и в то же время, им не хватает гибкости, непосредственности, доверчивости и простоты в отношениях со сверстниками. Они напряжены, скованы, не могут быть собой при всём желании общаться и быть принятыми. Ведь ребёнок, который идет в новый класс, должен принять условия нового коллектива, оставшись при этом личностью.

Помогите школьнику

Помочь новичку адаптироваться в классе задача и родителей, и педагогов, в частности классного руководителя, а также школьного психолога, если речь идет о детях с выше описанными особенностями. Цель взаимодействия такова, чтобы дать ребенку случай присоединиться к классу или, для начала, к группе одноклассников, которые возможно не хотят принимать его из-за чувства групповой обособленности.

Классный руководитель может организовать уроки таким образом, чтобы новичок мог проявить свои способности. Тогда другие ребята смогут оценить его хорошие качества и подружиться с ним. Хороший учитель, пользующийся уважением ребят, способствует популярности школьника своим одобрением. Помогает даже, если учитель посадит его за одну парту с самым популярным учеником в классе или даст ребёнку поручение, которое он будет выполнять вместе с всеобщим любимцем.

Однако основная нагрузка ложится на родителей новичка, которые должны понимать психо-эмоциональное состояние своего ребенка, находиться в тесном конструктивном контакте с классным руководителем и, если необходимо, с психологом, при этом принимая решения вместе с ребёнком, а не за него. Родители с самого рождения ребенка должны соблюдать следующие принципы воспитания: не суетиться излишне вокруг него после года. Обеспечить ему детское общество, предоставить достаточно свободы для развития самостоятельности, разрешать по возможности одеваться, играть, иметь карманные деньги и другие блага, какие имеют дети в этом районе и в школе.

В период привыкания детей к новому коллективу важно учитывать, что, находясь в классе и среди незнакомых ребят, они чувствуют себя скованно и вынуждены сдерживать свои эмоции, что приводит к внутреннему напряжению, которое, если его не разрядить, может стать причиной невроза. Поэтому дома, в привычной для них обстановке, следует предоставлять возможность выражать свои чувства и эмоции в полной мере. Детям младшего и среднего школьного возраста играть в подвижные игры, рисовать красками, чаще разговаривать с подростками. И тогда новичок в скором времени почувствует себя полноправным членом коллектива, и будет охотно ходить в школу.

Бобро Ксения Владиславовна, клинический психолог Научно-практического центра «Психотерапия».

Пока комментариев нет

Оставить комментарий:

Информация о странице

Опубликовано: 23.12.2008

Рубрика: Главная / Кабинеты / Психология

Просмотров страницы: 5784

Версия для печати

Новые материалы кабинетов

ЭКО бесплатно по полису ОМС без очереди в Нижнем Новгороде

ЭКО бесплатно по полису ОМС без очереди в Нижнем Новгороде
Клиника лечения бесплодия "Папа, мама и малыш" в Нижнем Новгороде приглашаем жительниц Пензы на бесплатное ЭКО по ОМС в Нижнем Новгороде.

В санатории «Хопровские зори» состоится торжественный запуск фонтана «Лесная сказка»

В санатории «Хопровские зори» состоится  торжественный запуск фонтана «Лесная сказка»
В санатории «Хопровские зори» состоится
торжественный запуск фонтана «Лесная сказка»

С Днем защитника Отечества

С Днем защитника Отечества
Дорогие мужчины!

АКЦИИ В САНАТОРИЯХ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ОАО «СЕЛЬСКАЯ ЗДРАВНИЦА»

АКЦИИ В САНАТОРИЯХ,  ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ОАО «СЕЛЬСКАЯ ЗДРАВНИЦА»
АКЦИИ В САНАТОРИЯХ,
ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ОАО «СЕЛЬСКАЯ ЗДРАВНИЦА»

Жителям области предлагают летний отдых в пансионате «Приморский»

Жителям области предлагают летний отдых в пансионате «Приморский»
У жителей Пензенской области появилась отличная возможность провести отпуск на берегу Черного моря, загорая под жарким солнцем, купаясь в ласковых волнах, любуясь горам и наслаждаясь природой субтропиков.

Здоровье в капле крови

Здоровье в капле крови
Анализ крови – один из основных методов лабораторной диагностики состояния здоровья человека...