Как помочь малышу заговорить?
Гуляя как-то по аллее со своей племянницей, я неожиданно для себя стала участницей интересного разговора. Несколько молодых мам обсуждали вопрос о том, когда ребенок должен начать говорить и как понять, нет ли у него проблем с речью. У каждой женщины был свой взгляд на эту проблему, отчего разгорелась дискуссия. Дебаты продолжились бы до вечера, если бы одна из мамочек не вспомнила о том, что пора укладывать карапузов спать. А между тем, вопрос так и остался неразрешенным. Обеспокоенная судьбой своей племянницы, я отправилась к специалисту, дабы узнать о том, как определить все ли в порядке у малышки с речью.
На наши вопросы сегодня отвечает логопед монтессори-клуба для детей и родителей «Растем вместе» Татьяна Викторовна Жучкова.
— Татьяна Викторовна, какие существуют признаки нарушения речи у малышей?
— К речи своего ребенка каждый родитель должен подходить внимательно. Специалисты выделяют ряд признаков нарушения развития речи:
К концу 1-го месяца — не кричит при неприятных ощущениях (например, когда хочет есть).
К концу 4-го месяца — не улыбается, когда с ним разговаривают.
К концу 5 -го месяца — не прислушивается к музыке.
К концу 7-го месяца — не узнает голоса близких, не реагирует на интонации.
К концу 9-го месяца — отсутствует лепет (повторяющиеся одинаковые слоги «ма—ма»,«да-да»)
К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания.
К 1 году — не произносит ни одного осмысленного слова, не выполняет простые просьбы (например,«дай машинку»).
К 1 году 4 мес.- не может употребить адекватно слова " мама» и «папа».
К 1 году 9 мес.- не произносит 5–6 осмысленных слов.
К 2 годам — не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет сложные просьбы («пойди в комнату и возьми там книгу»); не узнает близких на фотографиях.
К 2,5 годам — не знает разницу между понятиями «большой» и «маленький»
К 3 годам — не может пересказать короткие стихи и сказки, не может определить, какой из предметов самый большой, не может сказать, как его имя и фамилия.
В 4 года — не называет цвета, не может рассказать ни одного стихотворения.
— Почему у детей с раннего возраста необходимо вырабатывать слуховое внимание?
— С самого рождения ребенка окружают разнообразные звуки: шум дождя, голоса животных и птиц, музыка, человеческая речь. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков. Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание) — важная способность, которую нужно развивать с первых лет жизни. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Без слухового внимания нельзя научиться понимать речь. Умение слушать необходимо также для того, чтобы ребенок сам научился правильно говорить произносить звуки, отчетливо проговаривать слова, использовать возможности голоса (говорить выразительно, менять громкость и скорость речи).
— Что в данном случае может сделать мама и папа, чтобы как можно лучше развить эту способность?
— Гуляя на улице, обращайте внимание на звуки природы (шелест листьев, журчание ручья, шум ветра и т. п.), на голоса животных и птиц. Находясь в квартире прислушивайтесь к звукам дома — тиканью часов, звону посуды, бульканью супа, шуму воды в трубах, гудению компьютера и т. д.) .пусть малыш попробует найти предмет, который издает тот или иной звук. Система занятий по методике Марии Монтессори способствует развитию речи ребенка и профилактике речевых нарушений. Можно поиграть с ним в следующие игры:
Игра «Путаница»
Я буду показывать тебе на предмет или игрушку и называть ее. Если назову правильно — сиди спокойно, если неправильно — хлопни в ладоши!
После этого называйте ребенку знакомые предметы и игрушки, время от времени путая их названия.
Игра «Слушай и выполняй»
Я буду давать тебе команды, а ты внимательно слушай и выполняй их: Походи по комнате. Выгляни в окошко. Попрыгай.
Такие простые игры помогут развить слуховое внимание и речевой (фонематический) слух малыша.
— А что еще необходимо для того, чтобы малыш начал говорить правильно?
— Для плавной и красивой речи необходимо правильное дыхание. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. У маленького ребенка не сформирован сильный и плавный выдох, необходимый для процесса говорения. Помогите малышу. Дуйте вместе с ним на осенние листья, кусочки ваты, игрушки вертушки, китайские колокольчики, выдувайте мыльные пузыри. Особенно нравится ребятам дуть через соломинку в воду.
— Что будет стимулировать процесс речевого и умственного развития ребенка?
— Подражания движениям рук, игры с пальцами стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление. Если вы медицинский работник, и вам нужно пройти курсы, для получения медицинского сертификата, то тогда вам надо будет просто - , покупка медицинского сертификата поможет вам сэкономить время и силы для работы! Играйте в пальчиковые игры, делайте массаж ладоней и пальчиков. Позвольте ребенку мять и рвать бумагу, возиться с крупой и макаронами. Покажите, как можно нанизывать их на шнурок или пересыпать из одной емкости в другую. Переливайте воду с помощью груши, губки или пипетки. Поверьте, радости малыша не будет предела. В завершении мне хотелось бы вам посоветовать следующее. При малейшем сомнении не бойтесь обращаться за помощью к грамотным специалистам — логопеду, психологу, психоневрологу, неврологу, отоларингологу. Если понадобится провести ряд медицинских обследований, пусть вас это не пугает. Обследования помогут уточнить характер нарушения, степень его сложности, возможную его причину, а также организовать адекватную помощь ребенку. Не теряйте драгоценное время, не слушайте советов типа «у нашего тоже так было, а потом разговорился»(говорить-то ребенок будет, только вопрос в том, что это будет за речь).
Помните, что специальные занятия по развитию речи особенно нужны детям раннего возраста. «Застарелые» дефекты речи исправляются гораздо труднее.
Специалисты монтессори-клуба для детей и родителей «Растем вместе» всегда готовы помочь вам и вашему малышу.
Г. Пенза, ул. Вяземского, 25 б, (р-н памятника Победы), телефон 303–577
Елена Козлова
Просмотров страницы: 3282 Комментариев: 0 |
Читайте также:Как ухаживать за молочными зубками у малышей? Как папе готовиться к рождению малыша Тяга к жизни. Как психология может помочь неизлечимым больным |
Информация о странице
Опубликовано: 30.04.2010
Рубрика: Главная / Кабинеты / Мы — родители! / Логопед
Просмотров страницы: 3282
Новые материалы кабинетов
ЭКО бесплатно по полису ОМС без очереди в Нижнем Новгороде
Клиника лечения бесплодия "Папа, мама и малыш" в Нижнем Новгороде приглашаем жительниц Пензы на бесплатное ЭКО по ОМС в Нижнем Новгороде.В санатории «Хопровские зори» состоится торжественный запуск фонтана «Лесная сказка»
В санатории «Хопровские зори» состоитсяторжественный запуск фонтана «Лесная сказка»
АКЦИИ В САНАТОРИЯХ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ОАО «СЕЛЬСКАЯ ЗДРАВНИЦА»
АКЦИИ В САНАТОРИЯХ,ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ОАО «СЕЛЬСКАЯ ЗДРАВНИЦА»