Развитие ребенка: «Кубики Зайцева» и не только...
Обучение чтению по системе Зайцева
Методики Николая Александровича Зайцева характеризуются специалистами (физиологами, медиками, психологами) как природосообразные, здоровьесберегающие и универсально-адаптивные, учитывающие индивидуальные особенности различных групп детей, в том числе и с особенностями психофизического развития.
Пособия Николая Зайцева представляют собой комплекты учебных материалов по обучению чтению, каллиграфии, математике, грамматике русского языка, английскому языку. Они предназначены для использования в домашних условиях, в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе.
По методике Зайцева весь русский язык в складах дается ребенку на кубиках и настенных таблицах. Все - и сразу. Раз - и навсегда. Не боясь, что ребенок растеряется, не воспримет, перенапряжется. Зайцев уверен, что дитя гораздо сильнее утомляется от примитивной развлекаловки. Его кубики - это русский язык, в который можно поиграть. Его можно взять в руки, он весом и зрим.
Принципы обучения
В основе методик Николая Зайцева лежит неукоснительное соблюдение основных дидактических принципов, которые все знают, но которые нигде не выполняются:
- От общего к частному и от частного к общему.
- От конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.
- Обеспечение наглядности (не только от слова глядеть) с использованием различных каналов восприятия.
- Системная подача материала.
- Алгоритмизация учебных действий.
- Учет физиологии восприятия учебной информации.
- Охрана здоровья учащихся.
Почему именно кубики?
Методика петербургского педагога Николая Александровича Зайцева позволяет приобщиться к чтению даже самым маленьким. В этом детишкам помогут замечательные «кубики Зайцева». Чем же они так хороши? Вы помните, как малыш учился говорить? Ба-ба-ба, ня-ня-ня, гу-гу-гу. Карапуз говорил не буквами, не слогами, он говорил - складами. Этот же принцип используется при обучении чтению по методике Зайцева. Ребенку не нужно учиться разделять звуки, а потом соединять их заново. Звучащее по складам слово прочесть гораздо легче.
Эти необычные кубики различаются по 46 признакам, в том числе и по весу. Кубики, то есть склады, делятся на большие и маленькие, «железные» и «деревянные» и два «золотых» кубика с гласными. Большие - это те, что в официальном русском языке носят название «твердые». Маленькие - это склады «мягкие». Николай Александрович с этой терминологией решительно не согласен. «Ну что здесь твердого и мягкого? - сердится он. - А вот большое и маленькое есть!»
Кубики рассчитаны на все органы чувств малыша. Они помогают сохранить зрение - ведь они объемные, а не плоские, как текст книги, и крохе не придется напрягать лишний раз глазки. Кубики интересно и по-разному звучат: железные гремят, деревянные стучат, а некоторые еще и шуршат. Также они отличаются по цвету и по весу - вот сколько помощников для определения и нахождения нужных частей слова!
Наконец, в кубики можно просто весело играть: строить из них башни, мосты и туннели, использовать их как метательные снаряды и кроватки для зверят. С ними можно петь, танцевать, кувыркаться. Ребенок не заметит, как научится складывать слова: сначала - маленькие, затем - побольше. И недалек тот день, когда любимую сказку кроха будет гордо читать маме сам.
С какого возраста надо начинать заниматься?
Часто родители спрашивают: «Правда ли, что по кубикам можно научить читать в 2-3 года?» По этому поводу можно сказать следующее. Прежде всего, вы должны четко понимать разницу между складыванием слов и чтением. Последнее предполагает ОСМЫСЛЕНИЕ прочитанного текста. Именно это не под силу малышам лет до четырех-пяти - у них еще не настолько развито ассоциативное и абстрактное мышление, чтобы улавливать смысл. Поэтому ждать, что ребенок действительно будет ЧИТАТЬ до этого возраста, бессмысленно. А вот складывать слова и даже простые фразы кроха вполне способен.
Основной принцип: «В чтение переходим через письмо»
Итак, у вас в руках инструмент - кубики, таблицы, кассета с напевками и методичка, которая обязательно входит в комплект «Кубиков Зайцева». Что со всем этим делать?
Смело начинать писать! Кубиками и указкой по таблице, понимая под письмом не пачкание бумаги, а процесс превращения ЗВУКОВ в ЗНАКИ. Мы думаем, что учим ребенка читать, а он идет к чтению через письмо. Ему нужно понимать, как слова делаются, разбирать на части и вновь собирать. Начните писать с того, что ребенку дороже всего - его имя, фамилию, отчество (он будет рад почувствовать себя большим), любимые блюда, игрушки, имена близких людей.
Работа со складовыми картинками
Это - написание слов из кубиков по образцу, которым служит складовая картинка. Ребенок смотрит на слово на картинке и пишет такое же из кубиков. Это упражнение очень хорошо развивает зрительное восприятие, а шестилеток готовит к работе по переписыванию заданий.
Математика
Система Зайцева - это не только кубики. Уделяем некоторое время для работы по таблице «Стосчет», и призрак страшной математики никогда не будет мучить вашего ребенка. Иным родителям счет методом тыканья пальчиком в каждую клетку поначалу кажется непродуктивным, зато он нагляден, понятен и дает реальное представление о количестве. В «Стосчете» каждое число дано в цифровом и количественном выражении. Если это 54, значит, рядом ребенок увидит 54 кружочка или квадратика, расположенных в определенном порядке. Занимаясь по методике Зайцева математикой, дети знакомятся сразу с первой сотней, находят любое число на числовой ленте, решают задачки на сложение и вычитание в пределах ста. А особенно любопытные быстро приучаются считать в уме, подбираются к умножению и делению и выходят за пределы первой сотни.
Каллиграфия
Дети, поработав с кубиками, начинают вырисовывать буквы, стремясь написать слово, предложение.
По каким пособиям их учить? Существующие методики не предлагают способов обучения письму печатными буквами, с которых и начинает всякий ребенок, всякий воспитатель и родитель, выводящий малышу первые слова.
Не помогли улучшить почерк и чрезвычайно популярные в последние годы идеи: ребята-де пишут некрасиво потому, что у них не развита мелкая мускулатура руки. А почему некрасиво пишут хорошо рисующие дети? Девочка, которая прекрасно вяжет? Мальчик, собирающий модели кораблей?
Дело в другом. Во-первых, изначально безобразна предлагаемая каллиграфическая модель со всеми ее безотрывными соединениями и прокручиваниями по низу букв. Сколько руку ни готовь, мускулатуру не развивай - красивого почерка не получишь, а вот зрение и осанку обязательно испортишь.
Во-вторых, никто ребенку толком не показывает последовательность исполнения элементов букв - где и с какого элемента начинать, какой элемент исполнять вторым и т.д.
В-третьих, во всех пособиях по каллиграфии явно недостаточен размер букв, они мелки даже для обводки, поскольку ребенку еще трудно, не затренировав направлений и последовательности исполнения элементов, точно попадать ручкой в предлагаемые для обводки линии, трудно и скопировать их рядом в столь незначительном размере.
В-четвертых. Если всякий ребенок начинает письмо с печатных букв, то где пособия, помогающие ему в этом?
В-пятых, как организовать письмо так, чтобы ребенок не испытывал перенапряжений в сидячем положении, не страдал от чрезмерного склонения головы, не наживал сколиоза, дискинизии, близорукости?
В «Пишу красиво» каждая буква расположена на отдельном листе и разложена на цветные элементы. Цвет определяет последовательность прописывания. Стрелочки указывают направление исполнения.
Освоив последовательность и направления прописывания элементов, начнем обводить черную «собранную» букву. Алгоритм не сложен, вполне понятен и доступен даже трехлетнему ребенку.
Сначала обводим пальчиками. Важно, чтобы рука запомнила вертикали, горизонтали, наклоны, овалы, полуовалы, очередность и направления прописывания элементов. Рука запомнит, если вам удастся организовать для нее все большее количество повторений без ощущений монотонности, физической и психической утомляемости.
Совершенно не важно, с какой буквы или цифры начинать, способ действий одинаков.
Через некоторое время захочется написать буквы на листе бумаги. Ребята, конечно, знают, что взрослые такими большими, как в пособии, буквами не пишут, поэтому стараются писать маленькими, «взрослыми» буквами. Из большого маленькое сделать - не проблема.
Позже предложим ребятам работать в то время, когда читаем им сказки. Обводить можно уже не пальчиком, а палочкой, имитирующей карандаш или ручку. Пробуем написать букву или цифру на листе бумаги, лежащем рядом.
Размер букв, конечно, не случаен. Хочешь - не хочешь, а глазки будешь держать подальше. Слушая сказку, участвуя в ней, ребенок поглядывает на учителя. Этим обеспечивается перевод глаз из плана ближнего в план дальнего зрения и соответствующий, удобный для этого выбор позы для письма: с прямой, не напряженной спинкой. Традиционные же прописи обрекают ребенка на длительную работу в плане ближнего зрения, неудобное положение тела.
Не столь и важно, будет ли ребенок работать сидя, стоя или даже лежа. Ведь нам надо, чтобы его рука необходимые движения заполнила, не правда ли?
Что хорошо показано, о том не надо долго рассказывать. Стройная продуманная система - уже половина дела. Чего бы стоила таблица умножения, не будь она таблицей?! Но сами по себе кубики без вдохновенной мамы (няни, бабушки, учителя) ничего не сделают. Идею обучения «по Зайцеву» и подхватывают именно те родители и педагоги, которые не устают удивляться способностям детей, но чувствуют, что традиционные методы работы со школьниками совсем не годятся для дошколят. Система Зайцева - для тех, кто верит, что жизнь с детьми дана нам для радости и творчества.
Юлия Александровна СИДОРОВА,
психолог
Просмотров страницы: 3807 Комментариев: 0 |
Читайте также:Развитие ребенка: чему научит улица? Психическое развитие детей: основные проблемы Развитие навыков обобщения у ребенка: Овощи Центр развития ребенка – детский сад № 22 отметили государственным знаком |
Информация о странице
Новые материалы кабинетов
ЭКО бесплатно по полису ОМС без очереди в Нижнем Новгороде
Клиника лечения бесплодия "Папа, мама и малыш" в Нижнем Новгороде приглашаем жительниц Пензы на бесплатное ЭКО по ОМС в Нижнем Новгороде.В санатории «Хопровские зори» состоится торжественный запуск фонтана «Лесная сказка»
В санатории «Хопровские зори» состоитсяторжественный запуск фонтана «Лесная сказка»
АКЦИИ В САНАТОРИЯХ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ОАО «СЕЛЬСКАЯ ЗДРАВНИЦА»
АКЦИИ В САНАТОРИЯХ,ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ОАО «СЕЛЬСКАЯ ЗДРАВНИЦА»