Первый раз в … детский сад, или трудности адаптационного периода

ДетиКакие трудности ждут молодых родителей, когда их чадо отправляется покорять свою первую социальную ступеньку в жизни? Как помочь ребенку освоиться в новой для него обстановке? Ответы на эти и другие вопросы читайте далее.

В проблеме разбираемся вместе с психологом, кандидатом психологических наук, преподавателем психологии Пензенского Института Развития Образования Ларисой Николаевной Разуваевой.

— Многие родители считают, что чем раньше их ребенок попадет в детский сад, тем легче ему будет привыкнуть к новой обстановке. Так ли это на самом деле?

— Сегодня в психологии этот миф полностью развенчан. Наиболее оптимальный возраст, когда дети психологически готовы к новому этапу своей жизни — 4 года. К этому времени, как правило, малыши перестают испытывать сепаративную тревогу, или страх разлуки с матерью. В 4 года у детей возникает потребность в контакте со сверстниками. До этого возраста у ребенка могут возникнуть проблемы в общении просто потому, что другие дети ему пока не интересны.

Это общие рекомендации, но родителям никогда не следует забывать об индивидуальности своего малыша. Есть очень коммуникабельные детки, которым детский сад будет полезен и в более раннем возрасте. И напротив, есть категория «недетсадовских» детей, для которых адаптация к организованным детским группам становится серьезным испытанием.

— При выборе детского сада, на что, прежде всего, следует ориентироваться родителям?

— Бывает, родители хотят, чтобы детский садик находился поблизости к дому. Это, конечно, важно, потому что избавляет взрослых от многих проблем. Но в детский сад ходить Вашему малышу, поэтому необходимо задуматься о его психологическом здоровье. Подумайте, может быть, в вашем детстве была какая-нибудь старушонка Фрекен Бок, при мысли о которой и сейчас, когда у вас уже появились свои дети, трясутся коленки. Присмотритесь к воспитателям и нянечкам прежде, чем отдавать свое чадо в их руки. Можно, заранее, провести свой небольшой материнский мониторинг. Для этого в ожидании своего маленького, маме необходимо собирать информацию у других молодых мам о близлежащих садиках, о хороших воспитателях, желательно с именами и фамилиями. Другой вариант — форумы в интернете, в которых можно найти рекомендации и мнения родителей, уже прошедших этот этап и позитивно отзывающихся о саде или воспитателе.

— Как заранее подготовить малыша к детскому садику?

— Мама вместе со своим ребенком во время прогулки могут присоединяться к детсадовским группам, когда они гуляют во дворе детского сада. Основная задача такого внедрения — дать малышу представление о детском саде. Дать понять, что это не страшный замок, куда непонятно зачем собирают маленьких детей, как Ваш ребенок, возможно, думал раньше. Детский сад — это дом, в котором дети вместе гуляют, играют, рисуют. И дети в нем не грустные, а веселые и задорные. Желательно, чтобы малыш сам увидел различные режимные моменты, принятые в детском саду. Вот детишек позвали обедать, а сейчас они вместе идут на тихий час, а вот — родители забирают их домой. Может быть дела, которыми заняты дети в садике, заинтересуют малыша, и он тоже захочет в них вовлечься.

Не надо изъявлять слишком много радости и восторга по поводу того, что ребенок пойдет в детский сад. Скорее всего, в его детсадовской жизни будут и неприятные минуты, и тогда разочарование малыша усилится обманом родителей. Сообщить ребенку о том, что он будет ходить в детский сад, можно приблизительно так: «Понимаешь ты у нас такой большой, что уже можешь ходить в детский сад». И повторять эти слова нужно по любому поводу. Ребенок должен понять, что детский сад не наказание, или того хуже, ссылка, потому что он не нужен, или с ним не с кем сидеть дома, а просто он вырос и должен, как и другие дети, ходить в детский сад.

Не надо пугать ребенка фразами «Пойдешь в сад — тебе там покажут, как себя вести!», «Ребята в садике не будут с тобой дружить!», «Твой воспитатель подумает, что этот мальчишка в лесу рос» и так далее. У малыша естественным образом возникает упреждающий страх. Получается обратный эффект: родители хотят воспитать своего ребенка, а сами запугивают его.

— Стоит ли приучать ребенка к режиму детского сада?

— За полгода родителям необходимо узнать о режиме, принятом в детском саду. Это ни для кого не закрытая информация. Обычно распорядок дня примерно таков:

7.00 — 8.30 — прием детей в группу

9.00 — завтрак,

затем — прогулка, занятия

12.00 (или 12.30) — обед

13.00 -15.00 — тихий час

15.30 — полдник,

затем — игры, прогулка.

Для многих детей, которых не укладывали дома на послеобеденный сон, тихий час становится часом мучений. Мама может помочь малышу. Не надо заставлять его спать. В период с 13.00 до 15.00 можно почитать с ребенком книжку, затем ненавязчиво предложить прилечь, продолжая читать или тихо беседовать. Затем постепенно оставлять его на какое-то время одного, со словами: «Полежи тихонечко, помечтай, подумай о хорошем." Необходима последовательность в действиях, если решили, чтобы ребенок приучался ко сну после обеда, нужно, чтобы это было каждый день в одно время.

— Стоит ли родителям учить ребенка самостоятельно одеваться, завязывать шнурки? Или можно переложить эту заботу на воспитателей в детском саду?

 — Конечно, желательно, чтобы до прихода в детский сад малыш обладал всеми умениями, необходимыми ему для самообслуживания. Воспитателям физически помочь всей группе, например, одеться. Поэтому родители, которые пустили обучение на самотек, могут столкнуться с проблемами. На малыша могут сыпаться постоянные упреки воспитателей, насмешки других детей. Поэтому обучением необходимо заниматься заблаговременно.

Чтобы малыш овладел сложным для его возраста делом одевания, маме нужно набраться терпения и не делать за него все. Конечно, мама одевает ребенка за пару минут, а он сам может растянуть эту процедуру надолго. И все же, лучше встать на полчаса пораньше и дать своему ребенку самостоятельно одеться, поощряя его за все правильные действия. Если видно, что не все получается, можно начать за него, а ему предложить доделать. Например, просунуть ручонку малыша в один рукав, и дать ему задание справиться со вторым. За любое, даже незначительное достижение, ребенка нужно похвалить. Надел колготочки — молодец! Завязал шнурочки — умница! И напротив, если у него пока что-то не получается, не стоит ругать и обвинять в этом малыша. Хорошей подсказкой для ребенка может стать плакат с картинками, иллюстрирующими, что и после чего следует надевать. Учить чему-то ребенка всегда следует играя. Также и со шнурочками. Можно организовать соревнование малыша с папой, кто из них быстрее завяжет шнурки на ботинках. Конечно, папе следует поддаваться ребенку. Тогда кроха получит не только полезный навык, но и радость от своей победы.

— Почему дети начинают болеть, когда идут в детский сад?

— Малыши просто не могут иначе выразить свой протест. Если стресс, который получает ребенок, оказавшись в новой для него обстановке, не заметен внешне, то, как правило, дезадаптация ребенка выражается в болезнях. Особенно часто это происходит с детьми, которых помещают в ясельные группы. Родители не должны думать, что микробы на их ребенка вешают другие дети.

Другим фактором, приводящим к заболеванию, могут быть прививки, которые делают детям перед детским садом. Прививки временно снижают иммунитет, из-за чего организм становится подвержен простудам. И все же главная причина слабости детей — в переживаемом ими стрессе. Не стоит делать поспешных выводов, о том, что малыш «недетсадовский». Болезненность ребенка может продолжаться до 3–4 месяцев, после этого периода большинство детей перестают рецидивно болеть.

— Как справиться с капризами и даже истериками ребенка при расставании с родителями?

— Когда мама ведет ребенка в детский сад, она должна быть готова к слезам малыша. По дороге к саду маме лучше не брать малыша за руку, если она чувствует, что напряжена от новой ситуации. Через рукопожатие может транслироваться ребенку это напряжение. В детском саду мама прощается с ребенком (присев перед ребенком, чтобы находиться на уровне его глаз), отходя, машет рукой, и быстро удаляется. Сердце мамы может «рваться на части», но это не должен чувствовать малыш. Возможно, этот эмоциональный для мамы и ребенка момент в первое время стоит возложить на папу.

— Что делать, если ребенок не хочет идти в детский сад?

— Если ребенок прошел подготовку, о которой мы говорили выше, у него чаще всего не возникает тотального нежелания ходить в сад. Первые две недели посещения детского сада его лучше не отдавать на целый день, забирая сначала через 2, потом через 3 часа и так далее. Это облегчает процесс адаптации. В дальнейшем, изредка, когда ребенок очень просит в какой-то из дней не вести его в сад, можно идти на уступки, заручившись обещанием, что все следующие дни (этой недели, месяца) будут «садовскими». Иногда у детей не складываются отношения с кем-то из воспитателей, поэтому он отказывается идти в садик. Поговорите с воспитателем об индивидуальных особенностях Вашего ребенка (которые и могли быть предметом раздражения педагога) в ровной, доброжелательной манере, это позволит решить проблему. К сожалению, иногда приходится прибегать и к более радикальным мерам — переводе ребенка в другую группу или сад.

— Что делать, если ребенок отбирает чужие игрушки и не хочет делиться своими?

— Детям необходимо показать алгоритм, как поступать в этих случаях. Если ребенок не хочет дать свою игрушку, можно сказать ему: «У этой девочки нет такой игрушки, представь, как она обрадуется, если ты разрешишь ей поиграть в нее». И ни в коем случае не надо увещевать малыша «не будь жадным», «хорошие дети, так не поступают» и т. д., это звучит как угроза лишения родительской любви.

Если ребенок отбирает чужие игрушки, нельзя это поощрять. Игрушку надо вернуть ребенку, у которого она была отобрана. А своего ребенка забрать с площадки и объяснить, что эта вещь не его, а чтобы ему дали игрушку, необходимо попросить. В крайних случаях следует наказывать. Но наказание всегда должно быть соразмерно проступку. Например, за то, что ребенок отобрал игрушку можно лишить чтения на ночь, но нельзя за такую провинность лишать сладостей на неделю.

— Есть дети, которых называют «недетсадовскими». Как определить, что ребенок «недетсадовский»?

— «Недетсадовскими» принято называть тех детей, у которых дезадаптация (хуже спит, ест, подавлен, или наоборот — сверхвозбужден, появились невротические реакции) продолжается более двух месяцев. Если состояние ребенка после двух месяцев вызывает у родителей тревогу, то им следует подумать о домашнем режиме для малыша или сокращенном времени пребывания в садике. Не стоит бояться, что если ребенок не ходит в сад, то будет отставать от сверстников. Часто домашние дети, с которыми занимаются, опережают в интеллектуальном развитии других детей. Недостаток общения ребенка с другими детьми (а такое общение обязательно должно быть) родители могут компенсировать кружками, секциями, детскими площадками, приглашением в гости других детей.

— Можно ли выделить факторы, препятствующие успешной адаптации ребенка к детскому саду?

— Их несколько. Во-первых, слабая нервная система, быстрая утомляемость ребенка. Во-вторых, симбиоз матери и ребенка, когда мама эмоционально привязывает к себе малыша «морскими узлами». Тогда он без мамы не может решить ни одной проблемы, ему трудно существовать без маминого присутствия. В-третьих, низкая контактность ребенка. В-четвертых, наличие у малыша хронических заболеваний.

Не стоит расстраиваться, если какой-либо из названных факторов имеется у Вашего ребенка. Любую проблему можно разрешить, в том числе через консультации с психологом. Главное — безусловная любовь к ребенку и понимание, что без опыта самостоятельного (в разумных пределах) детства Ваш ребенок не сможет стать по-настоящему счастливым взрослым.

Ирина Шеина.

Пока комментариев нет

Оставить комментарий:

Защитный код

Информация о странице

Опубликовано: 15.09.2010

Рубрика: Главная / Кабинеты / Мы — родители!

Просмотров страницы: 4756

Версия для печати

Новые материалы кабинетов

В санатории «Хопровские зори» состоится торжественный запуск фонтана «Лесная сказка»

В санатории «Хопровские зори» состоится  торжественный запуск фонтана «Лесная сказка»
В санатории «Хопровские зори» состоится
торжественный запуск фонтана «Лесная сказка»

С Днем защитника Отечества

С Днем защитника Отечества
Дорогие мужчины!

АКЦИИ В САНАТОРИЯХ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ОАО «СЕЛЬСКАЯ ЗДРАВНИЦА»

АКЦИИ В САНАТОРИЯХ,  ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ОАО «СЕЛЬСКАЯ ЗДРАВНИЦА»
АКЦИИ В САНАТОРИЯХ,
ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ОАО «СЕЛЬСКАЯ ЗДРАВНИЦА»

Жителям области предлагают летний отдых в пансионате «Приморский»

Жителям области предлагают летний отдых в пансионате «Приморский»
У жителей Пензенской области появилась отличная возможность провести отпуск на берегу Черного моря, загорая под жарким солнцем, купаясь в ласковых волнах, любуясь горам и наслаждаясь природой субтропиков.

Здоровье в капле крови

Здоровье в капле крови
Анализ крови – один из основных методов лабораторной диагностики состояния здоровья человека...

Новые возможности отдыха для жителей города Пензы и Пензенской области от ОАО «Сельская здравница»

Новые возможности отдыха для жителей города Пензы и Пензенской области  от ОАО «Сельская здравница»
ОАО «Сельская здравница» расширило спектр предоставляемых услуг и реализует путевки как в санатории, входящие в состав ОАО «Сельская здравница: санаторий «Хопровские зори», санаторий «Надежда», Детский санаторий «НИВА»...