О чем говорил Гиппократ
Частое упоминание легендарной Клятвы Гиппократа, которую так любят припоминать врачам, когда говорят о врачебном долге, побудило меня познакомить посетителей нашего сайта с этим документом. А то получается прямо по Жванецкому: «Давайте спорить о вкусе устриц с теми, кто их ел...»
По легенде Клятва Гиппократа появилась в V веке до н.э., т.е. более двух с половиной тысяч лет назад. Одни источники утверждают, что ее написал сам Гиппократ, другие, что это плод работы его учеников. Оригинал не сохранился, а текст в течение более чем двух тысячелетий неоднократно переписывался. Кстати, в различных вариантах документа то появлялась, то пропадала фраза «не оказывать помощь безвозмездно». То, что сегодня называется Клятвой Гиппократа, на самом деле многократно перекроенный и отредактированный вариант текста, опубликованный в 1848 году в Женеве под названием «Врачебная заповедь». Итак:
«Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигеей и Панацеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: почитать научившего меня наравне с моими родителями, делиться с ним своим достатком и в случае надобности помогать ему в нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.
Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.
Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.
В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.
Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».
Первая часть документа призывает к почитанию своих учителей и их родственников и детей. В наше время, получается — к преподавателям медицинских вузов и их детей, а также делиться с ними своим имуществом и знаниями. Думаю, преподаватели и без этого все, что нужно, знают и прекрасно научат своих детей и поделятся с ними своим имуществом. Уважать преподавателей — да. Делиться с ними своим достатком — это что же, весь профессорско-преподавательский состав мединститута содержать? Когда учитель был один, то эта фраза была уместна и логична. Учителя надо благодарить за полученные знания. Но когда их десятки???
Далее врач обещает лечить пациентов в соответствии с его силами и знаниями, не причиняя ему «вреда и несправедливости». Это верно и в наше время. Дающий клятву обещает не способствовать самоубийству, т.е. декларируется прямой запрет эвтаназии, а также высказывается отрицательное отношение к абортам. Эвтаназия у нас запрещена. А вот как быть гинекологам, которым приходится делать аборты? Они теперь клятвопреступники? «Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и своё искусство» — фраза, остающаяся актуальной и на сегодняшний день.
Про отказ от сечения у больных каменной болезнью, думаю, комментировать не надо, потому что врачи в наше время как раз и есть люди, «занимающимся этим делом». Или, следуя древней клятве, хирургам стоит отказаться от операций при желчекаменной и мочекаменной болезнях?
Далее, известная и часто цитируемая фраза: «В какой бы дом я ни вошёл, я войду туда для пользы больного». С этим трудно не согласиться. Если врач приходит в дом к больному, то тот вправе надеяться на помощь доктора. Осуждается любовная связь врача с больным, логично, хотя мы знаем немало случаев, когда врач и пациент образуют счастливые семьи. Но это чисто этический вопрос. Необходимость сохранения врачебной тайны в комментариях не нуждается и даже подкреплена соответствующей статьей современного Уголовного Кодекса (137-я).
Вот, в общем-то, и всё. Про клятвы древним богам говорить не будем, в нашем современном монотеистическом мире это звучит, по крайней мере, нелепо.
Где написано, что врач должен жить в нищете, отказывать себе во всем и бежать на край света по первому зову больного, бросив семью и свой дом? В чем хотят упрекнуть наших современных врачей люди, припоминающие Клятву Гиппократа при первом же случае недовольства работой врача или при попытках отстаивать свои права?
Образ врача-бессребреника стал прививаться в нашей стране после известной фразы первого наркома здравоохранения Николая Семашко: «Хорошего врача народ прокормит, а плохие нам не нужны». И пожаловали медикам мизерную зарплату в расчете на подачки от больных. Тем самым государство сняло с себя ответственность за уровень жизни врачей, оставив их в условиях, когда они должны были выживать за счет населения. Т.е. миф о бесплатной медицине, культивируемый властью, не более, чем миф. Потому что бесплатного ничего не бывает, за все приходится платить. И если государство не хочет платить врачу достойную зарплату, то расходы несет пациент. Тот самый, которому оно, государство, в Конституции обещает бесплатную медицинскую помощь. Таким образом наше государство эксплуатирует врачей, за бесценок получая их опыт, знания, время, здоровье. А когда это становится кому-то нужно, общество вспоминает про Клятву Гиппократа и упрекает врачей тем, что те недобросовестно работают, не соблюдают верность этой клятве, и занимаются поборами с пациентов. При этом совершенно умалчивается то, что врачу помимо «покушать» надо еще и одеться, и детей растить, образование им дать, и самому надо постоянно учиться. А книги по медицине стоят намного дороже журнальчиков с кроссвордами. Или что, опять за счет больных? Один пусть врачу костюмчик принесет, другой туфли, третий новый медицинский журнал, а четвертый принесет букварь для докторского ребенка. Так что ли? А ведь как это ни противно, но порой примерно так и бывает.
Когда вы приходите к парикмахеру, вы ему платите за стрижку, когда вы ремонтируете машину, вы платите автомеханику, когда слушает выступление артиста, вы платите за билет. И уж если премудрые умы где-то «наверху» приравняли медицину к сфере обслуживания, то это «обслуживание» простым гражданам приходится оплачивать пакетиками с «докторским набором» из просроченных конфет и дешевого коньяка или конвертиками с вложенными купюрами. Да, доктору платит государство. Слегка. А на самом деле государство перевалило свою ответственность на нас, на обычных граждан, а теперь сталкивает лбами врачей и пациентов, в удобное время вспоминая о Клятве Гиппократа, написанную в рабовладельческие времена. Тут и появляются на свет дела о врачах-взяточниках и врачах-вредителях.
Кстати, гонорары врачей и во времена Гиппократа, и позже всегда были приличными и позволяли им неплохо жить. А бесплатно тот же Гиппократ советовал лечить в тех случаях, когда пациент не мог заплатить, но болезнь угрожала его жизни. В этом случае лечение проводилось безвозмездно и служило не только спасению жизни больного, но и укреплению имиджа врача, своевременно и грамотно оказавшего помощь. А имидж, он ведь тоже имеет определенную стоимость. «Об установлении вознаграждения не следует заботиться, так как мы считаем, что обращать на это внимание вредно для больного, в особенности при остром заболевании — быстрота болезни, не дающая случая к промедлению, заставляет хорошего врача искать не выгоды, а скорее приобретения славы. Лучше упрекать спасенных, чем наперед обирать находящихся в опасности», — так говорил Гиппократ своим ученикам.
Врачи — обычные люди, а вовсе не ангелы. Да, среди них, как и среди людей других профессий, есть разные люди. Профессионалы и недоучки, сребролюбцы и бескорыстные, часами стоящие у операционного стола и кабинетные бездельники. Но давайте не будем требовать от них выполнения требований древней клятвы, мало имеющей отношения к нашей современной жизни, а тем более, попрекать этой клятвой.
Андрей Токарев
Просмотров страницы: 9565 Комментариев: 8 |
Читайте также:Стоит ли говорить пациентам о том, что у них рак? Интимная гимнастика: работа над тем, о чем вслух говорить не принято |
04.03.2012 11:24 Доктор
клятвы давал каждый человек в нашей стране достигший семилетнего возраста к 1991 году поэтому для начала надо себя спросить что там кто нарушил.
05.03.2012 11:45 Андрей Токарев
Так в том-то и дело, что врачей постоянно попрекают клятвой Гиппократа, хотя мало кто знает о чем там речь. Как говорится, "слышал звон, да не знаю где он".
Присяга врача России в чем-то созвучна с клятвой Гиппократа, это более адаптированный к нашей современности вариант:
"Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:
честно исполнять свой врачебный долг,
посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
быть всегда готовым
оказать медицинскую помощь,
хранить врачебную тайну,
внимательно и заботливо относиться к больному,
действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
хранить благодарность и уважение к своим учителям,
быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;
доброжелательно относиться к коллегам,
обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного,
и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;
постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство,
беречь и развивать благородные традиции медицины."
Там есть понятие "врачебный долг". И об этом тоже часто говорят. А только ли врач должен обществу? Не желает ли общество дать что-то врачу взамен?
У нас многие дают различные клятвы. И военные, и судьи, и президент. Все ли им следуют?
13.03.2012 15:21 Алёна Милованова
Считаю, что дело не только в разного рода "клятвах" долгах перед обществом. Врач,если он порядочный человек и нормальный специалист, по идее не должен "вредить" либо не оказывать помощь пациенту. И ссылка на то, что"Знаете,какую я зарплату я получаю?" не от большого ума. Врача никто не заставлял идти на такую зарплату, ведь другие люди тоже не все получают миллионы и при этом СВОЮ (порой не менее ответственную работу) выполняют качественно.
P.S.Но лично мне, кстати, с врачами чаще везёт. Не перевелись ещё, как говорится,врачи, верные "клятвам" на земле русской.
13.03.2012 19:04 А.А.
Понравились многие мысли в статье. Спасибо автору за беспристрастный взгляд. Сейчас модно ругать врачей, а вот сказать хорошие слова... С этим хуже.
15.03.2012 12:41 Алёна Милованова
А мне показалось, что взгляд не беспристрастный, а именно защищающий...
17.04.2012 21:49
Интересная статья, особенно будет интересно для врачей-мздоимцев.
21.04.2013 06:56 Александр
Вот именно так и обстоят дела у нас в стране с медицинским обслуживанием. Я сам работаю на станции скорой помощи в городе с населением чуть больше 200 тыс. человек. Скажу честно, появляется иногда дикое желание купить медицинскую литературу, но увы, увидев цену разворачиваешься и проходишь мимо, успокаивая себя тем, что куплю ка я лучше что нибудь для своих двух сыновей. А про отношение больного к врачу иногда говорить противно. Не надо попрекать врачей тем, чего сам не знаешь. Среди людей ЛЮБОЙ профессии есть профессионалы и .... Просто в нашей с вами России все не довольны правительством, государством, президентом, депутатами, мерами и др. людьми у власти. Все ругаю эту самую власть. И все недовольство общества выливается в негативное отношение к здравоохранению, образованию и охране порядка. По той простой причине, что эти три направления- государственные структуры. Вот и все понимание данного вопроса. Давайте просто быть людьми и профессионалами каждый в своем деле.н
Информация о странице
Новые материалы кабинетов
ЭКО бесплатно по полису ОМС без очереди в Нижнем Новгороде
Клиника лечения бесплодия "Папа, мама и малыш" в Нижнем Новгороде приглашаем жительниц Пензы на бесплатное ЭКО по ОМС в Нижнем Новгороде.В санатории «Хопровские зори» состоится торжественный запуск фонтана «Лесная сказка»
В санатории «Хопровские зори» состоитсяторжественный запуск фонтана «Лесная сказка»
АКЦИИ В САНАТОРИЯХ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ОАО «СЕЛЬСКАЯ ЗДРАВНИЦА»
АКЦИИ В САНАТОРИЯХ,ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ОАО «СЕЛЬСКАЯ ЗДРАВНИЦА»
02.03.2012 09:46 Лев Сергеевич
Что вы пишете про древнюю клятву! Все врачи сейчас принимают новую присягу врача! А потом ее нарушают!