Для чего мы растим наших детей?

  — Для ощущения полноты жизни, осознания собственной зрелости, появления новых возможностей, достижения более высоких целей, — скажут одни.

— Что за семья без детей? Для них и надо жить, передавать им знания и опыт, воспитывать хороших людей, — подумают другие.

— Чтобы родителей почитал, окружал их заботой и помогал встретить достойную старость, — ответят третьи.

Все эти ответы, безусловно, верны. Так или иначе, большинство родителей желает для своих детей наилучшего. И потому прилагает все усилия, чтобы их чадо было сыто, одевалось «не хуже других», общалось со сверстниками, имело карманные деньги и необходимые атрибуты современного человека — сотовый телефон, компьютер, т.д. А если уж чем-то увлечено (спортом, музыкой, рисованием, танцами), то и в этом у него затруднений не было. По принципу «я тебя обеспечиваю, а ты учись и расти хорошим человеком».

Опросы и анкетирования, проведенные психологами тренингового Центра «Альфа-Лидер» среди родителей нескольких школ г. Пензы показали, что материальная сторона воспитания чаще всего выходит на первый план. И при этом, на вопрос: «Что я хочу от ребёнка?» большинство отвечает: понимания, любви, уважения, доверия. То есть, ценностей духовных, которые передаются, прежде всего, через общение родителей и детей.

Когда чаще родители общаются с детьми?

Как и когда чаще всего происходит общение мамы и ребенка-школьника?

Вечер на кухне за проверкой домашнего задания, когда с одной стороны — кипящие кастрюли, а с другой — бубнящий физику сын ...

Еще вариант: телефонный звонок близкой подруги, с которой неделю не виделись, а тут дочка с тетрадями:

— Проверь, мама!..

Знакомая картина, не правда ли?

Общение с отцом, каким оно чаще всего бывает? Рискну предположить, что, наверное, не таким частым, как хотелось бы, не таким долгим, как планировалось. И, к сожалению, не таким приятным, как могло бы, а по досадным поводам — двойки, хулиганство в школе, пропуски занятий... Надо ли продолжать, чем может закончиться такой вот разговор?

А что потом?

Мне вспоминается недавняя сцена, свидетелем которой я была. Идя по улице, девочка-подросток лет 13-14 явно выпрашивает что-то у мамы. Разговор, видимо, продолжается долго (обе довольно раздражены), каждая старается настоять на своем. И тут терпению мамы приходит конец, она резко поворачивается к дочери и громко заявляет:

— Ты — моя дочь, поэтому сделаешь так, как я сказала!

На что дочь, вторя маминой интонации, восклицает:

— А я не просила меня рожать!..

Может быть, кто-то, как я, проходил мимо и тоже с сочувствием вспоминает этот случай. Может быть, нечто похожее происходит в знакомых вам семьях, которые никак нельзя назвать неблагополучными или малообеспеченными.

С подобными и другими историями приходят в Центр мамы и папы, люди, заинтересованные в настоящем и будущем своих детей.

В чем же дело? Откуда на фоне, вроде бы, полного благополучия возникают подобные вспышки подростковой агрессии по отношению к родителям?

Ответ могут подсказать данные того же родительского анкетирования.

На вопрос: «Что ребенок хочет от меня?» абсолютное большинство ответило — заботы, понимания, любви, ласки, сочувствия, доверия, уважения.

При этом на вопрос: «Что я даю ребенку? родители, в основном, писали: воспитание (в том числе, приучение к дисциплине, послушанию, исполнительности), материальная поддержка. Примерно пятая часть опрошенных своего мнения по этому поводу не выразила.

Ответы детей на вопросы: «Что я хочу от родителей?» и «Что родители дают мне?» были, за небольшим исключением, такими же.

К этому ли вы стремитесь на самом деле?

Разрабатывая программу «Сотрудничество», психологи Центра обращались, прежде всего, к тем сложностям, с которыми чаще всего сталкиваются реальные родители, а так же к основным их потребностям — воспитанию в ребенке качеств успешной личности (целеустремленность, самостоятельность, ответственность и др.) и укреплению семейных взаимоотношений.

Поэтому задачи программы ориентированы, с одной стороны, на ребенка, а с другой — на родителей и семью в целом.

Результаты занятий начинают проявляться буквально после первых дней. Об этом рассказывают сами дети и родители, которые уже приняли участие в первой ступени программы и те, кто продолжает заниматься сейчас. Вот всего несколько примеров.

Девочка, мама которой на предварительной беседе говорила о том, что дочь учится хорошо, но не имеет подруг в классе, почти не рассказывает ей о себе и школьных новостях, по дому помогает с неохотой и только после настойчивых просьб мамы или папы, сегодня приводит подруг домой, за ужином с удовольствием делится новостями дня и планами, а одним из частых обращений мамы к дочери стало:

Помощница моя!

Мальчик легко и с удовольствием решал примеры по математике, но с большим трудном усваивал «гуманитарные науки». Занятия мамы с ним длились до глубокой ночи, часто заканчивались слезами, наутро оба вставали «разбитыми». В классе он сторонился девочек, бывало, что и ссорился с ними. По окончании занятий сын почти исправил оценки, мама узнала от учительницы, что та уже «устала» (в хорошем смысле) отвечать на его дополнительные вопросы после урока, а первая «пятерка» по нелюбимому предмету появилась в дневнике с подсказки девочки.

Женщина переживала по поводу того, что разговоры с дочерью стали какими-то «сухими». С учебой и поведением проблем, как будто, нет, в спортивной секции хорошие результаты, с домашними обязанностями своими справляется, только вот отдалилась как-то, первой о своих радостях и переживаниях не заговаривает. Вообще в семье общаться стали меньше. Муж, как и она сама, работает допоздна, а иногда и в выходные. Дочь с тренировок возвращается вечером, наскоро поест и сразу за уроки. Недавно слышу радостный голос женщины по телефону:

Мы сегодня на занятие придти не сможем: муж сделал нам сюрприз — купил билеты в кино, так что всей семьей на премьеру...

Какова же главная мысль этой статьи? Прежде всего, не надо относиться к любой сложной ситуации с ребенком как к началу больших проблем. Помните, что в большинстве случаев все поправимо. И тот опыт, который вы и ваш ребенок приобретаете в процессе налаживания семейных отношений, очень пригодится вам в дальнейшем. Было бы желание преодолеть трудности настоящего момента и стремление жить радостной, насыщенной жизнью успешной семьи.

Лариса МАМАЕВА, психолог-тренер, соавтор и ведущая программы «Сотрудничество»

Пока комментариев нет

Оставить комментарий:

Защитный код

Информация о странице

Опубликовано: 07.08.2009

Рубрика: Главная / Кабинеты / Психология

Просмотров страницы: 1689

Версия для печати

Новые материалы кабинетов

В санатории «Хопровские зори» состоится торжественный запуск фонтана «Лесная сказка»

В санатории «Хопровские зори» состоится  торжественный запуск фонтана «Лесная сказка»
В санатории «Хопровские зори» состоится
торжественный запуск фонтана «Лесная сказка»

С Днем защитника Отечества

С Днем защитника Отечества
Дорогие мужчины!

АКЦИИ В САНАТОРИЯХ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ОАО «СЕЛЬСКАЯ ЗДРАВНИЦА»

АКЦИИ В САНАТОРИЯХ,  ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ОАО «СЕЛЬСКАЯ ЗДРАВНИЦА»
АКЦИИ В САНАТОРИЯХ,
ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ОАО «СЕЛЬСКАЯ ЗДРАВНИЦА»

Жителям области предлагают летний отдых в пансионате «Приморский»

Жителям области предлагают летний отдых в пансионате «Приморский»
У жителей Пензенской области появилась отличная возможность провести отпуск на берегу Черного моря, загорая под жарким солнцем, купаясь в ласковых волнах, любуясь горам и наслаждаясь природой субтропиков.

Здоровье в капле крови

Здоровье в капле крови
Анализ крови – один из основных методов лабораторной диагностики состояния здоровья человека...

Новые возможности отдыха для жителей города Пензы и Пензенской области от ОАО «Сельская здравница»

Новые возможности отдыха для жителей города Пензы и Пензенской области  от ОАО «Сельская здравница»
ОАО «Сельская здравница» расширило спектр предоставляемых услуг и реализует путевки как в санатории, входящие в состав ОАО «Сельская здравница: санаторий «Хопровские зори», санаторий «Надежда», Детский санаторий «НИВА»...