Что важно знать родителям будущего первоклассника
Школа — один из главнейших этапов жизни малыша. Как же правильно подготовиться к ней, чтобы лишний раз не травмировать психику ребенка и свою собственную? Обычно родители, у которых дети идут в первый класс, волнуются не меньше крох. Именно поэтому мы решили написать материал в помощь мамам и папам, чтобы они смогли помочь своим чадам в это непростое для них время. Для этого мы обратились к руководителю студии детского развития «Умка», Тамаре Петровне Бартеневой.
— Тамара Петровна, о чем в первую очередь должны позаботиться родители будущего первоклассника?
— В первую очередь надо конечно позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед — это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь.
Бывает, что ребенок по одним показателям преуспевает (развитие, коммуникативность, самостоятельность), а здоровье у него очень слабое или имеются хронические болезни, которые могут сильно сказаться на его возможности посещать школу. Здесь тоже возможны разные варианты. В школе может быть организовано надомное обучение. Дети с ослабленным здоровьем по справке от врача (чтобы получить такую справку, нужны серьезные основания) могут быть зачислены в школу, но первые полгода или год заниматься на дому: к ним ходит учитель из школы. Когда срок действия справки истекает, ребенок выходит в школу.
Если у ребенка есть особые проблемы, связанные с ослабленным зрением, слухом, логопедией, нарушением моторики, требуется консультация специалиста, которая поможет родителям определиться со сроками поступления в школу и с выбором учебного заведения.
Помочь родителям самостоятельно определить уровень готовности ребенка к школе могут следующие критерии из адаптированного для России теста, разработанного американскими психологами:
Оценка развития познания
- Владеет ли ребенок основными понятиями: правый-левый, большой-маленький, узкий-широкий, низкий-высокий и т. п.?
- Способен ли ребенок понимать простейшие принципы классификации, например: вещи, которые могут катиться, и которые не могут?
- Может ли малыш удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
- Может ли ребенок назвать большинство букв алфавита?
Оценка базового опыта ребенка
- Приходилось ли ребенку сопровождать вас в магазин, на почту, в сберкассу?
- Был ли он в библиотеке?
- Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать истории?
- Проявляет ли ребенок интерес к чему-либо, есть ли у него увлечение?
Оценка языкового развития
- Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
- Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
- Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: пылесос, холодильник, стол, утюг и т. п.?
- Может ли ребенок объяснить, где расположены какие-то предметы: на столе, на стуле, на полу, у стены и т. п.?
- Может ли малыш рассказать историю, описать произошедший с ним случай?
- Четко ли ребенок выговаривает слова?
- Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?
- Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию?
Оценка уровня эмоционального развития
- Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
- Легко ли малышу «переключиться» при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
- Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении заданий с другими детьми?
Оценка умения общаться
- Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?
- Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
- Способен ли ребенок слушать других не перебивая?
Оценка физического развития
- Хорошо ли ребенок слышит?
- Хорошо ли он видит?
- Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
- Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
- Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
- Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?
Зрительное различение
- Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные?
- Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например б-п, кот-год?
Зрительная память
- Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а потом одну убрать?
- Знает ли ребенок собственное имя и хотя бы шесть-восемь названий предметов, которые встречаются ему в повседневной жизни?
Зрительное восприятие
- Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
- Понимает ли ребенок, что читают слева направо?
Уровень слуховых способностей
- В состоянии ли ребенок различать слова, начинающиеся на разные звуки, например лес-вес?
- Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
- Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
Оценка отношения к книгам
- Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
- Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда вы читаете ему вслух?
- Задает ли ребенок вопросы о словах — что они значат и т. п.?
— Школа — это период, когда ребенок в большей мере учится самостоятельности. Как при этом нужно вести себя родителям?
— Очень важно развивать навыки самообслуживания малыша. Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца.
Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) — читать ребенку книги. Нужно читать (или рассказывать) детям рассказы, сказки, стихи не менее получаса в день. Также очень полезны занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепка, аппликация, конструирование.
— Как сделать так, чтобы ребенок с интересом ходил в школу, чтобы ему было интересно учиться?
— У любого малыша существует естественная, биологическая тяга к восприятию новой информации, иными словами — к обучению. И детское любопытство — тоже основано на этом стремлении познавать новое. Поэтому любознательность ребенка — один из лучших и эффективных «инструментов» его обучения.
Родители должны помнить, что всевозможные игры — существенный шаг к пробуждению и закреплению интереса к школьной учебе. И даже в начальной школе обучение в принципе должно иметь характер определенной игры. И если в школе это делают не всегда — вполне можно превратить в веселую игру выполнение домашних заданий.
То же самое с принадлежностями для учебы. Чем больше вещь напоминает игрушку — тем более привлекателен для ребенка весь процесс, связанный с использованием этой вещи. Поэтому стимулировать интерес к учебе можно, купив ребенку красивый, яркий ранец, пенал или хотя бы ручку.
Еще одно из условий успешной учебы — возможность применять знания в реальных условиях. Когда ребенок чувствует, что получаемые знания не лежат мертвым грузом, а постоянно применяются в бытовых ситуациях, — это вновь и вновь мотивирует его эти полезные знания получать.
И главное условие успешной учебы — сформировать не потребность выучить все, что задано, а развитие так называемого «пытливого ума». Собственно говоря, все дети имеют изначально такой ум, а вот задача школы и родителей — эту пытливость поддерживать, а не подавлять.
Успехов вам в воспитании вашего малыша!!! Пусть школьные годы, по праву станут для него, чудесными!!!
Елена Козлова
Просмотров страницы: 4198 Комментариев: 0 |
Читайте также:Мир через 50 лет. Чего ждать в скором будущем? Как общаться с будущим ребенком? Роман с прошлым, но без будущего |
Информация о странице
Новые материалы кабинетов
ЭКО бесплатно по полису ОМС без очереди в Нижнем Новгороде
Клиника лечения бесплодия "Папа, мама и малыш" в Нижнем Новгороде приглашаем жительниц Пензы на бесплатное ЭКО по ОМС в Нижнем Новгороде.В санатории «Хопровские зори» состоится торжественный запуск фонтана «Лесная сказка»
В санатории «Хопровские зори» состоитсяторжественный запуск фонтана «Лесная сказка»
АКЦИИ В САНАТОРИЯХ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ОАО «СЕЛЬСКАЯ ЗДРАВНИЦА»
АКЦИИ В САНАТОРИЯХ,ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ОАО «СЕЛЬСКАЯ ЗДРАВНИЦА»