СДВГ: диагноз или образ жизни?
Еще в середине XIX века немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман описал чрезмерно подвижного ребенка, дав ему прозвище «Непоседа Фил». С этого момента началась история наблюдения за гиперактивными детьми. Накопленный с того момента врачебный опыт позволяет осуществлять коррекцию подобного нарушения нервной системы. Однако, каждый новый родитель, сталкиваясь с тем, как его ребенок постепенно превращается в «электрический веник», воспринимает это как великий переворот, требующий немедленной мобилизации всемирной медицинской мысли.
В чем трудность «трудных» детей?
Люди, далекие от этой проблемы до сих пор иногда воспринимают понятия «гиперактивность» и «криминальное поведение» как стоящие где-то рядом. Строго говоря, это не лишено основания. Практика показывает, что большинство детей, обозначаемых педагогами как «трудный» ребенок, принадлежит к категории «гиперактивных».
Тем не менее, психоневрологи настаивают на том, что гиперактивность стоит воспринимать не как выраженную патологию, а как случай, вполне укладывающийся в широкое и размытое понятие нормы. Тем более что вариантов индивидуального поведения и развития существуют тысячи, и нет оснований считать гиперактивность чем-то не укладывающимся в эти рамки.
В психолого-педагогической литературе при описании чересчур подвижных детей считают корректным употреблять термины: «импульсивные», «шустрики», «дети с повышенной активностью», «моторный тип развития».
Ну а если так, стоит ли волноваться?
Воспринимать гиперактивность как приговор, безусловно, не нужно. Но для родителей это повод серьезно задуматься и понять, что такой диагноз увеличивает их ответственность перед ребенком за то, каким он вырастет.
«Шустрики» трудно адаптируются к школе, плохо входят в детский коллектив, часто имеют разнообразные проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. 66% матерей отмечают, что их дети вступают в конфликты во время игр, агрессивны и т.д. При обучении у «непоседы Фила» часто обнаруживают нарушения чтения, правописания, письменной графики.
Все это осложняет положение ребенка в коллективе, сказывается на успешности обучения. Ребенок чувствует, что он не оправдывает ожидания окружающих, испытывает разочарование и дискомфорт. Вследствие этого у него формируется негативистское поведение, а порой и озлобленность.
Быстрые и импульсивные дети не умеют сдерживать свои желания, организовать поведение. И в любой ситуации доставляют окружающим много хлопот. Гиперактивность крайне «неудобна» воспитателям, учителям и даже родителям. Поведение таких малышей свидетельствуют о несформированных регулятивных механизмах психики, и, прежде всего, самоконтроля.
Также у «шустриков» отмечаются и такие поведенческие особенности как беспокойство (69,7%), невротические привычки (69,7%), нарушения сна (46,3%), аппетита (35,9%), тики, навязчивые движения, двигательная активность и неловкость и т.д.
Гиперактивный - не значит глупый
Часто в школе гиперактивных детей сопровождают насмешки относительно их умственных способностей. Поэтому родителям особенно важно понять, что ребенок становится «трудным» не потому, что у него снижена интеллектуальная активность, а потому, что у него нарушается структура темперамента и, как следствие, поведения. Чаще всего причина такого нарушения кроется в особенностях воспитания ребенка, взаимоотношениях с родителями, и, прежде всего с матерью.
Кроме того, ярко выраженной гиперактивность бывает в основном у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. А потом она проявляется неусидчивостью, суетливостью и признаками двигательного беспокойства, что в принципе воспринимается окружающими уже не так отрицательно.
Внимание в дефиците
Гиперактивность чаще всего не приходит одна, ее дополняет синдром дефицита внимания (СДВГ). Стоит уточнить, что под термином «дефицит внимания» понимают трудности его удерживания (несобранность), снижение избирательности внимания, выраженная отвлекаемость с неусидчивостью, частые переключения с одного занятия на другое, забывчивость и т.п.
И если признаки двигательной расторможенности обычно уменьшаются сами по себе по мере взросления ребенка, то нарушения внимания, отвлекаемость и импульсивность могут оставаться на долгие годы, создавая благоприятную почву для неврозов и социальной дезадаптации.
Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав; в классе во время уроков выкрикивает ответ, не дослушав вопроса; перебивает других; бывает не в состоянии ждать своей очереди в играх и во время занятий; без специального умысла совершает необдуманные поступки (например, ввязывается в драки, выбегает на проезжую часть дороги).
Сергей ТАРАСОВ, врач-психотерапевт,
психиатр, кандидат психологических наук
Продолжение следует...
Просмотров страницы: 4663 Комментариев: 0 |
Читайте также:Современный образ жизни разрушает печень Насколько у вас здоровый образ жизни? Грыжа межпозвоночного диска. Операция или полноценная жизнь? |
Информация о странице
Новые материалы кабинетов
ЭКО бесплатно по полису ОМС без очереди в Нижнем Новгороде
Клиника лечения бесплодия "Папа, мама и малыш" в Нижнем Новгороде приглашаем жительниц Пензы на бесплатное ЭКО по ОМС в Нижнем Новгороде.В санатории «Хопровские зори» состоится торжественный запуск фонтана «Лесная сказка»
В санатории «Хопровские зори» состоитсяторжественный запуск фонтана «Лесная сказка»
АКЦИИ В САНАТОРИЯХ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ОАО «СЕЛЬСКАЯ ЗДРАВНИЦА»
АКЦИИ В САНАТОРИЯХ,ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ОАО «СЕЛЬСКАЯ ЗДРАВНИЦА»